Вы читаете tamga2010

Previous Entry | Next Entry


«Урал-батыр» — подделанный башкирский национальный эпос.

Сказание «Урал-Батыр», записанное в 1910 году Мухаметшой Абдрахмановичем Бурангуловым, самое крупное произведение башкирского эпоса (4576 поэтических и 19 прозаических строк). Оно занимает особое, знаковое место в устнопоэтическом наследии народа. «Урал-Батыр» принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии — кубаир (kобайыр — песнь-восхваление, героическая песнь). В эпосе выражена идеи вечной жизни народа.

Эпос был записан от двух сэсэнов(сказителей)-кураистов: Габита (≈1850-1921) из аула Идрис Иткульской волости Оренбургской губ. (ныне Баймакский р-н РБ) и Хамита Альмухаметова (1861-1923) из Аула Малый Иткул (Там же).

Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН (Ф.5. Оп. 12. Ед. хр. 233. 144 л.). Подлинник (рукописная запись) не сохранился.

Выпущено множество исследований об «Урал-батыре», защищены диссертации, сняты фильмы, изготовлены комиксы, проводятся «международные» конференции. Проводится конкурс на лучшего чтеца эпоса.

Идут споры, где и когда возник «Урал-батыр» (самая «древняя» версия – сотрудника ИИЯЛ УНЦ РАН В. Г. Котова – уводит генезис этого памятника в эпоху палеолита).

Тем не менее даже машинописный оригинал М. Бурангулова использовался при всех переводах и изданиях с искажениями и вольностями. В настоящее время молодая исследовательница из Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Ш. Р. Шакурова готовит научно-критическое издание машинописного оригинала. Однако это все равно не даст ответа на многие загадки, связанные с происхождением памятника. Они, вероятно, кроются в политике и усилиях советской власти по конструированию единого башкирского народа, предпринимавшихся в 1920-е гг.

Если отбросить официальные политические и наукообразные нагромождения, то относительно сюжета «эпоса» можно сказать, что «Урал-батыр» – это скорее всего либо литературное сочинение (стилизация под подлинный фольклор) писателя М. Бурангулова, либо переработанная и сведенная им в некий единый текст запись отдельных фольклорных произведений юго-восточных башкир. В обоих случаях это не может считаться подлинно народным произведением. Произведения фольклора с аналогичным сюжетом у других групп башкир не встречаются. (В 1956 г. башкирский филолог А. И. Харисов (1914-1977) записал еще один вариант «Урала-батыра» в г. Троицке Челябинской области от Исмагила Рахматуллина. Это говорит о том, что какие-то сюжеты на эту тему у башкир все же бытовали. После этого никаких новых записей сделано не было).

Попытка представить «Урал-батыр» как общебашкирский памятник культуры – поздняя политизация, стремление уравнять это сомнительного происхождения произведение с «Илиадой», «Одиссеей», «Манасом» и др. в целях доказать, что уже в древности имелась единая башкирская нация с единой культурой. В действительности же большинству башкир эти фольклорные сюжеты не знакомы, они имеются (и имеются ли?) только у юго-восточных башкир. В устных беседах с коллегами крупный покойный исследователь Р. Г. Кузеев говорил, что за 50 лет экспедиций по сбору этнографического материала у башкир он ни разу не слышал от них об этом «эпосе».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%B...

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
irek_tattarich
3 ноя, 2010 10:53 (UTC)
Дополню официальной версией
УРАЛ-БАТЫР
Записано в 1910 г. Мухаметшой Бурангуловым от популярных сэсэнов-кураистов Габита Аргынбаева (1856—1921) в дер. Идри-сово и Хамита Альмухаметова (1861—1923) в дер. 2-е Иткулово Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский р-н Баш¬кирской АССР). Рукопись не сохранилась. Машинописная копия — НА, ф. 3, оп. 12, д. 233, лл. 1—144. Впервые опубликовано с неко¬торыми сокращениями в ж. «Агидель», 1968, № 8; многократно в хрестоматии по башкирской литературе для VIII кл. башк. школ. Научное издание —БНТ: Эпос, кн. 1, с. 33—134. В переводе на русск. яз. И. Кычакова, А. Мирбадалевой, А. Хакимова с сокраще¬ниями — в серии «Библиотека всемирной литературы»: Героический эпос народов СССР, т. I / Сост., вступ. ст. и примеч. А. А. Петросян. М.:. Наука, 1975, с. 67—115; научный перевод в полном объеме — БНЭ, с. 265—372; художественный перевод Г. Г. Шафикова — Урал-батыр, Уфа: Башкнигоиздат, 1976, 1981, 1986.
В настоящем издании предлагается новый вариант перевода Г. Г. Шафикова. 4506 стихов данного сказания условно разделены на десять частей с аналитическими названиями.
М. Бурангулов старался точно зафиксировать особенности диа¬лекта и стиля обоих сэсэнов. В своем неопубликованном труде «Баш¬кирская народная поэзия» собиратель сообщил, что Габит Аргынбаев хранил в памяти много башкирских эпических сказаний и песен, исполнял их с большим мастерством. В течение 1910—1920 гг. М. Бу¬рангулов многократно встречался с Габит-сэсном и записал от него, кроме кубаира «Урал-батыр», еще ряд эпических произведений: «Идель и Яик», «Акбузат», «Кусяк-бий», «Тамьян», «Батырша», «Ка-расакал», «Салават», «Хары мулла» («Желтый мулла»). — НА, ф. 3, оп. 12, д. 445, л. 263.
О кураисте Хамите Альмухаметове и его репертуаре никаких сведений не сохранилось.
Варианты:
I. Урал-батыр. — Сказочный вариант. Записан А. И. Харисовым в 1956 г. —БНТ, 1959, с. 13—19; ББС, № 1.
II. Урал. Записано студенткой Г. Сафаргалиной в 1984 г. в дер. Габбасово Зианчуринского р-на Башкирской АССР от Шамсии Са-фаргалеевны Сафаргалиной, 1929 г. рожд. — ФФ БГУ. Записи 1984 года.
Текст представляет собой этиологический миф об образовании Луны и Уральских гор. В старину на небе светили якобы два солн¬ца. Когда одно заходило, другое восходило. Это мешало одному баю, который любил спать. Однажды он объявил: кто поразит одно из солнц — тому выдаст свою дочь. Только Урал-батыр сумел спра¬виться с задачей. От попадания его стрелы солнце раскололось на две части. Из одной части образовалась Луна. Другая упала на Землю п превратилась в горный массив, названный в честь батыра Урал-тау.

Это из: Башкирское народное творчество. Т II. Предания и легенды. Уфа Китап 1987 576

Берлек Татарский
19 янв, 2014 17:48 (UTC)
народный фронт
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!
Берлек Татарский
12 мар, 2014 09:23 (UTC)
народный фронт
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

tamga2010
tamga2010

Latest Month

Февраль 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner